Культурно-политический аспект

Культурно-политический аспект

“Повесть о скончании”, заключает Водов, должна рассматриваться в двойном, культурно-политическом аспекте (культурная деятельность Арсения была значительна: кроме “Патерика” при нем собирается летописный свод, переписывается “Хроника” Георгия Амартола). Настоящая же статья касается лишь одной, политической, стороны деятельности Арсения, ученика Киприана и через него – патриарха Филофея Коккина, “представителя того политико-религиозного монашеского движения, которое после победы исихазма развертывается в Константинополе, на Афоне, на Балканах и на Руси” и дает в конце концов то, что именуется “вторым балканским влиянием”. А-ЭНТахиаос прослеживает ту же тему – проведение византийского влияния на Руси • на материале завещания митрополита Фотия в сопоставлении с аналогичными документами его предшественников на московской кафедре, митрополита Алексия и митрополита Киприана. (“Завещание Фотия Монем баенота, митрополита Руси (1408-1431): Византийская идеология в Москве XV века”) .

(“Завещание Фотия Монем баенота, митрополита Руси (1408-1431): Византийская идеология в Москве XV века”). Основоположником традиции завещания (“грамоты душевной” или “духовной”) был митрополит Алексий (1378), следовавший образцам княжеских “грамот” такого рода. Но свою полную оригинальность этот жанр посмертного обращения к пастве приобрел у Киприана (“незнаемой и страннолепной” назвали его грамоту современники) и особенно у Фотия.

Из частного документа завещание митрополита превратилось в церковно-государственный акт. Общую направленность этого акта и прослеживает Тахиаос. Среди многих новшеств, внесенных Фотием (таких, как теологическая преамбула в начале – особо торжественная, употребляемая на пасхальной службе формула: “Во имя Стыя и живоначальныя Трцы” – отсутствие объяснений о болезни и старости, подтверждение православия, вошедшее в обычай при принятии духовного назначения в Византии времен исихатских споров), важнейшими для исследования Тахиаоса являются введение автобиографической части и, в особенности, порядок благославления и отпущения грехов, которые дает умирающий глава русской церкви.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Еще не оценили)
Загрузка ... Загрузка ...

Оставить комментарий

Почта (не публикуется) Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Подтвердите, что Вы не бот — выберите самый большой кружок: